ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№4247 | 27 Мая 2020
Фото: Сергей Красноухов/ТАСС
Выпускники школ и студенты высказали мнение о дистанционном образовании
Высшие учебные заведения начали переход на дистанционные формы обучения 16 марта 2020 года в связи с распространением коронавирусной инфекции. Одним из главных требований Министерства науки и высшего образования к вузам было сохранение качества образования.

Аналитический обзор

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
МОСКВА, 27 МАЯ 2020 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса об удовлетворенности организацией дистанционного образования, об изменении уровня учебной нагрузки и о возможных последствиях для качества образования из-за перехода на удаленный формат обучения. Опрашивались родители выпускников школ, гимназий и лицеев, студенты вузов, а также учащиеся колледжей и техникумов.

Увеличение нагрузки на преподавателей заметили 55% студентов, опрошенных ВЦИОМ. Еще 19% учащихся вузов считают, что нагрузка на них сократилась. Каждый пятый студент уверен, что нагрузка на преподавателей не изменилась (20%).

Примерно так же студенты оценили изменение собственной вовлеченности в учебный процесс. По мнению каждого второго опрошенного (51%), учебная нагрузка выросла. В обратном уверены 20% участников исследования. О том, что уровень учебной нагрузки остался прежним, заявили 28% студентов.

Говоря об уровне преподавания в дистанционном формате, более половины студентов оценили его как высокий или скорее высокий — 53%. Каждый третий опрошенный назвал его средним — 32%. Низкие оценки уровню образования в коронавирусный период дали лишь 12% студентов.

При этом подавляющее большинство студентов удовлетворены тем, как организовано дистанционное образование в их вузе в условиях распространения COVID-19. Об этом сообщают 72% респондентов, причем каждый четвертый говорит о крайней степени удовлетворенности — 25%. О том, что организация дистанционного образования осуществлена в той или иной степени неудовлетворительно, высказались 26% студентов.

Оценка уровня оснащения учебных заведений оборудованием, необходимым для проведения занятий в удаленном формате, следующая: оценили его как высокий или скорее высокий 38% студентов, среднюю оценку дали 38%, а назвали его низким или скорее низким 19% респондентов.

Большинство родителей выпускников, оканчивающих 11-й класс в этом году, отметили увеличение учебной нагрузки ребенка в связи с переходом на дистанционный формат обучения. Об этом сообщили 62% родителей, причем о существенном возрастании нагрузки сообщили 36%. Напротив, отметили сокращение учебной нагрузки 24% родителей выпускников. Считают, что нагрузка осталась на прежнем уровне, 13%.

В той или иной степени удовлетворены организацией дистанционного образования 44% родителей учеников 11-х классов. Среди учащихся колледжей и техникумов об этом сообщают 74%, а среди студентов вузов — 82%.

Мнение, что переход на дистанционный режим образования увеличил нагрузку на учителей, поддерживает каждый второй родитель школьников выпускных классов — 56%. О том, что это скорее сократило нагрузку на преподавателей, сообщают 25%, а 9% считают, что объем нагрузки не изменился.

Финальную аттестацию в формате ЕГЭ необходимо организовать в конце июня — начале июля текущего года — так считают 65% родителей одиннадцатиклассников. Также каждый пятый считает, что лучше провести это мероприятие в начале августа (19%), а 13% назвали другие периоды для проведения экзаменов.

Данные комментирует глава Минобрнауки России Валерий Фальков: «Система высшего образования справилась с переходом на дистанционное обучение во многом благодаря тому, что преподаватели перешли на практически индивидуальную работу со студентами. При этом мы понимаем, что нагрузка на всех участников образовательного процесса значительно выросла».

Инициативный всероссийский опрос 1092 родителей выпускников школ, гимназий, лицеев проведен 14-16 мая 2020 г. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров. Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. Инициативный всероссийский опрос 400 учащихся колледжей и техникумов проведен 14-16 мая 2020 г. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров. Предельная погрешность — 4,9%. Инициативный всероссийский опрос 800 студентов вузов проведен 14-16 мая 2020 г. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров. Предельная погрешность — 3,5%.

Если учитывать все стороны, скажите, пожалуйста, Вы удовлетворены или не удовлетворены организацией дистанционного образования в Вашем учебном заведении? (закрытый вопрос, один ответ, в % от студентов вузов)

Студенты вузов
Полностью удовлетворен 25
Скорее удовлетворен 47
Скорее не удовлетворен 21
Полностью не удовлетворен 5
Затруднились ответить 2

Как Вы оцениваете уровень оснащения Вашего учебного заведения оборудованием, необходимым для организации обучения в дистанционном формате, как высокий, низкий или средний? (закрытый вопрос, один ответ, в % от студентов вузов)

Студенты вузов
Высокий 22
Скорее высокий 16
Средний 38
Скорее низкий 12
Низкий 7
Затруднились ответить 5

Как Вы оцениваете уровень преподавания в Вашем учебном заведении в дистанционном формате? (закрытый вопрос, один ответ, в % от студентов вузов)

Студенты вузов
Высокий 25
Скорее высокий 28
Средний 32
Скорее низкий 8
Низкий 4
Затруднились ответить 3

Как Вы считаете, изменилась или не изменилась Ваша учебная нагрузка после перехода на дистанционный формат обучения? И если изменилась, то как: увеличилась или сократилась? (закрытый вопрос, один ответ, в % от студентов вузов)

Студенты вузов
Существенно увеличилась 24
Скорее увеличилась 27
Скорее сократилась 14
Существенно сократилась 6
Не изменилась, осталась на прежнем уровне 28
Затруднились ответить 1

Как Вы считаете, изменилась или не изменилась нагрузка преподавателей Вашего учебного заведения после перехода на дистанционный формат обучения? И если изменилась, то как: увеличилась или сократилась? (закрытый вопрос, один ответ, в % от студентов вузов)

Студенты вузов
Существенно увеличилась 20
Скорее увеличилась 35
Скорее сократилась 17
Существенно сократилась 2
Не изменилась, осталась на прежнем уровне 20
Затруднились ответить 6

Если учитывать все стороны, скажите, пожалуйста, вы удовлетворены или не удовлетворены организацией дистанционного образования в школе, где учится Ваш ребенок? Если учитывать все стороны, скажите, пожалуйста, Вы удовлетворены или не удовлетворены организацией дистанционного образования в Вашем учебном заведении? (закрытый вопрос, один ответ)

% от родителей выпускников в % от учащихся колледжей/техникумов в % от студентов вузов
Полностью удовлетворен 12 34 25
Скорее удовлетворен 32 40 47
Скорее не удовлетворен 34 15 21
Полностью не удовлетворен 21 9 5
Затрудняюсь ответить 1 2 2

Как Вы считаете, изменилась или не изменилась учебная нагрузка Вашего ребенка после перехода на дистанционный формат обучения? И если изменилась, то как: увеличилась или сократилась? (закрытый вопрос, один ответ, в % от родителей выпускников)

Все опрошенные Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники Крупные города Средние города Малые города
Существенно увеличилась 36 28 30 36 41 40
Скорее увеличилась 26 15 25 22 27 32
Не изменилась, осталась на прежнем уровне 13 16 15 12 11 12
Скорее сократилась 15 23 14 20 12 10
Существенно сократилась 9 15 11 7 8 5
Затрудняюсь ответить 1 3 5 3 1 1

Как Вы считаете, изменилась или не изменилась нагрузка учителей Вашей школы после перехода на дистанционный формат обучения? И если изменилась, то как: увеличилась или сократилась? (закрытый вопрос, один ответ, в % от родителей выпускников)

Все опрошенные Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники Крупные города Средние города Малые города
Существенно увеличилась 25 21 23 23 30 25
Скорее увеличилась 31 31 31 31 29 37
Не изменилась, осталась на прежнем уровне 9 10 10 8 10 9
Скорее сократилась 18 20 21 21 15 16
Существенно сократилась 7 5 5 9 6 7
Затрудняюсь ответить 10 13 10 8 10 6

Если проводить итоговую аттестацию выпускников в формате ЕГЭ, то когда, по Вашему мнению, это стоило бы сделать? (закрытый вопрос, один ответ, в % от родителей выпускников)

Все опрошенные Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники Крупные города Средние города Малые города
В конце июня — начале июля текущего года 65 68 69 67 55 67
В начале августа текущего года 19 17 15 17 29 15
В первых числах июня / до 10-го июня 3 2 4 6 3 2
Когда будет всё спокойно, когда закончится карантин, но в этом году/ без угрозы для здоровья 3 4 2 2 4 2
Как и планировалось, 25 мая / побыстрее 2 1 2 2 3 1
В июне 2 2 2 1 0 3
В июле 1 1 1 1 1 1
Отменить в этом году проведение ЕГЭ 1 1 2 0 2 1
Ближе к сентябрю / в сентябре 1 1 1 0 1 3
Другое 1 1 1 1 1 1
Затрудняюсь ответить 2 2 1 3 1 4

Could not select database