ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№4375 | 14 Ноября 2020
Фото: Булдаков Олег/Фотохроника ТАСС
Опрос об опросах: мониторинг
В год пандемии и изоляции интерес россиян к социологическим опросам, как и уровень доверия их результатам, вырос.

Аналитический обзор

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
МОСКВА, 14 ноября 2020 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, приуроченного ко Дню социолога в России.

День социолога отмечают в России с 1994 года (пока неофициально). Праздничной датой выбрано 14 ноября — день, когда в 1901 году в Париже была открыта Русская высшая школа общественных наук, при которой существовал один из первых социологических факультетов. Широкую известность социологии принесли в первую очередь массовые опросы, вначале уличные, а после и телефонные. На сегодняшний день социология реализует множество теоретических и практических потребностей как коммерческих, так и государственных структур.

Интерес и доверие

Абсолютное большинство россиян убеждены в том, что опросы общественного мнения нужны (90%, +4 п.п. с прошлого года), а около половины опрошенных заявляют о безусловной необходимости опросов (46%). За 15 лет мониторинга потребности в социологических опросах минимальное значение было зафиксировано в 2013 году (69%), а максимальное — в 2018 году (91%). На сегодняшний день 7% россиян считают, что опросы общественного мнения не нужны.

Индекс, построенный на основании данного мониторинга, демонстрирует повышение интереса россиян к социологическим опросам в течение последних четырех лет (2017-2020 гг.) по сравнению с более ранним периодом.

Уровень доверия опросам общественного мнения со стороны общества вырос после снижения в 2018 году (12 п.) и составил 31 пункт. К результатам опросов россияне традиционно относятся осторожно, пик доверия был зафиксирован в самом начале мониторинга — 43 пункта в 2005 году.

Уверенность в том, что социологические опросы отражают действительные мнения граждан, декларируют 72% опрошенных. Среди молодежи этот уровень выше — 76%, хотя доля безусловного доверия преобладает в более старших возрастных группах.

Вероятно, рост интереса к результатам опросов обусловлен желанием россиян преодолеть изоляционный барьер, поставленный в обществе пандемией. Чувство общественной причастности, узнавание себя в результатах опросов и согласие с мнением большинства повышают уровень доверия исследованиям социологов.

Соцопросы: помощь в информировании, управлении, науке

Три четверти наших соотечественников согласны, что социологические опросы помогают узнать мнение людей о положении в их городе, регионе или стране в целом для того, чтобы власти могли учесть это мнение при решении проблем (74%). Также они согласны с суждением, что результаты опросов используются разными категориями ответственных лиц (политиками, предпринимателями, органами власти) для повышения эффективности своей деятельности (59%). 58% респондентов считают, что социологические опросы проводятся в основном силами ученых для научного познания общества, однако 54% допускают вероятность столкнуться и со сфабрикованными (манипулятивными) результатами опросов, транслируемыми через СМИ.

Несерьезное восприятие опросов общественного мнения в качестве модного тренда, достигшее своего пика в прошлом году (54%), снизилось до уровня 2018 года и составило 45% от всех опрошенных. Минимальное значение согласных с этим утверждением было зафиксировано в 2008 г. — 32%.

Данные комментирует генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров: : «Опросы общественного мнения — важный элемент социального знания, их результаты доступны, в отличие от других исследовательских процедур, всем желающим. Ответы людей прежде всего отражают их личное мнение, которое не может быть правильным или неправильным — оно просто есть и заслуживает права быть высказанным. Но одновременно эти ответы отражают общее умонастроение и эмоциональное состояние, социальную норму, принятую в конкретный момент времени в конкретном обществе. В такой ситуации доверие или недоверие к опросам отражает уровень солидарности и связности общества. Если общество разобщено, травмировано, дезориентировано — это отрицательно сказывается на доверии людей друг к другу, к социальным институтам в целом и к опросам в частности. Рост доверия к опросам за последний год показывает: несмотря на пандемический шок и экономические трудности, наше общество достаточно консолидировано, видит перспективу и питает надежду на лучшее будущее».

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 4 ноября 2020 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров. Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.

Сегодня довольно часто проводятся опросы населения на различные темы. Как Вы думаете, а в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

2005 2008 2012 2013 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Безусловно, нужны 38 24 27 23 44 34 42 51 46 46
Скорее нужны 47 52 44 46 40 47 48 40 40 44
Скорее не нужны 7 8 11 10 8 9 7 6 8 5
Безусловно, не нужны 1 2 3 2 4 4 2 2 3 2
Затрудняюсь ответить 7 14 15 19 4 6 1 1 3 3
Индекс* 57 44 41 39 56 49 61 66 59 64

Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

2005 2008 2009 2010 2012 2013 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Безусловно, отражают 25 14 18 18 16 15 29 17 13 13 17 19
Скорее отражают 51 55 49 50 51 51 42 48 54 45 47 53
Скорее не отражают 12 13 16 17 21 15 16 18 22 27 21 16
Безусловно, не отражают 2 2 3 3 4 4 7 6 7 10 9 7
Затрудняюсь ответить 10 16 14 12 8 15 6 11 4 5 6 5
Индекс** 43 33 32 32 27 29 35 26 22 12 21 31

Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Безусловно, отражают 19 12 15 23 16 24
Скорее отражают 53 64 55 49 56 47
Скорее не отражают 16 17 19 14 17 16
Безусловно, не отражают 7 5 8 7 6 7
Затрудняюсь ответить 5 2 3 7 5 6

Ниже приведены несколько суждений об опросах общественного мнения. Скажите, с какими из них Вы согласны, а с какими — нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных, представлены ответы «согласен» и «скорее согласен»)

2005 2008 2014 2018 2019 2020
Опросы общественного мнения помогают узнать мнение людей о положении в их городе, регионе, в стране, чтобы власти могли учесть мнение народа при решении наболевших проблем 84 76 77 78 74 74
Результаты опросов используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности 59 56 58 61 59 60
Опросами общественного мнения в основном занимаются ученые для научного познания общества 67 51 60 52 58 58
Результаты опросов общественного мнения часто фабрикуются и публикуются в СМИ, чтобы оказывать влияние на людей, склоняя их к определенному поведению - - - 53 - 54
Опросы общественного мнения не приносят ни пользы, ни вреда, поскольку на них все равно никто не обращает серьезного внимания и вся эта деятельность является просто модой 35 32 41 46 54 45

Ниже приведены несколько суждений об опросах общественного мнения. Скажите, с какими из них Вы согласны, а с какими — нет? (закрытый вопрос, один ответ, % по строке от всех опрошенных)

Согласен Скорее согласен Скорее не согласен Не согласен Затрудняюсь ответить
Опросы общественного мнения помогают узнать мнение людей о положении в их городе, регионе, в стране, чтобы власти могли учесть мнение народа при решении наболевших проблем 44 30 11 11 4
Опросы общественного мнения не приносят ни пользы, ни вреда, поскольку на них все равно никто не обращает серьезного внимания и вся эта деятельность является просто модой 23 22 24 27 4
Опросами общественного мнения в основном занимаются ученые для научного познания общества 28 30 16 18 8
Результаты опросов общественного мнения часто фабрикуются и публикуются в СМИ, чтобы оказывать влияние на людей, склоняя их к определенному поведению 27 27 18 18 10
Результаты опросов используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности 28 32 18 15 7

Could not select database