Данные комментирует генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров: : «Опросы общественного мнения — важный элемент социального знания, их результаты доступны, в отличие от других исследовательских процедур, всем желающим. Ответы людей прежде всего отражают их личное мнение, которое не может быть правильным или неправильным — оно просто есть и заслуживает права быть высказанным. Но одновременно эти ответы отражают общее умонастроение и эмоциональное состояние, социальную норму, принятую в конкретный момент времени в конкретном обществе. В такой ситуации доверие или недоверие к опросам отражает уровень солидарности и связности общества. Если общество разобщено, травмировано, дезориентировано — это отрицательно сказывается на доверии людей друг к другу, к социальным институтам в целом и к опросам в частности. Рост доверия к опросам за последний год показывает: несмотря на пандемический шок и экономические трудности, наше общество достаточно консолидировано, видит перспективу и питает надежду на лучшее будущее».
Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 4 ноября 2020 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров. Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.
Сегодня довольно часто проводятся опросы населения на различные темы. Как Вы думаете, а в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
2005 | 2008 | 2012 | 2013 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Безусловно, нужны | 38 | 24 | 27 | 23 | 44 | 34 | 42 | 51 | 46 | 46 |
Скорее нужны | 47 | 52 | 44 | 46 | 40 | 47 | 48 | 40 | 40 | 44 |
Скорее не нужны | 7 | 8 | 11 | 10 | 8 | 9 | 7 | 6 | 8 | 5 |
Безусловно, не нужны | 1 | 2 | 3 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | 3 | 2 |
Затрудняюсь ответить | 7 | 14 | 15 | 19 | 4 | 6 | 1 | 1 | 3 | 3 |
Индекс* | 57 | 44 | 41 | 39 | 56 | 49 | 61 | 66 | 59 | 64 |
Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
2005 | 2008 | 2009 | 2010 | 2012 | 2013 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Безусловно, отражают | 25 | 14 | 18 | 18 | 16 | 15 | 29 | 17 | 13 | 13 | 17 | 19 |
Скорее отражают | 51 | 55 | 49 | 50 | 51 | 51 | 42 | 48 | 54 | 45 | 47 | 53 |
Скорее не отражают | 12 | 13 | 16 | 17 | 21 | 15 | 16 | 18 | 22 | 27 | 21 | 16 |
Безусловно, не отражают | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 7 | 6 | 7 | 10 | 9 | 7 |
Затрудняюсь ответить | 10 | 16 | 14 | 12 | 8 | 15 | 6 | 11 | 4 | 5 | 6 | 5 |
Индекс** | 43 | 33 | 32 | 32 | 27 | 29 | 35 | 26 | 22 | 12 | 21 | 31 |
Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан? (закрытый вопрос, один ответ, %)
Все опрошенные | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-59 лет | 60 лет и старше | |
---|---|---|---|---|---|---|
Безусловно, отражают | 19 | 12 | 15 | 23 | 16 | 24 |
Скорее отражают | 53 | 64 | 55 | 49 | 56 | 47 |
Скорее не отражают | 16 | 17 | 19 | 14 | 17 | 16 |
Безусловно, не отражают | 7 | 5 | 8 | 7 | 6 | 7 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 2 | 3 | 7 | 5 | 6 |
Ниже приведены несколько суждений об опросах общественного мнения. Скажите, с какими из них Вы согласны, а с какими — нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных, представлены ответы «согласен» и «скорее согласен»)
2005 | 2008 | 2014 | 2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|---|---|---|
Опросы общественного мнения помогают узнать мнение людей о положении в их городе, регионе, в стране, чтобы власти могли учесть мнение народа при решении наболевших проблем | 84 | 76 | 77 | 78 | 74 | 74 |
Результаты опросов используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности | 59 | 56 | 58 | 61 | 59 | 60 |
Опросами общественного мнения в основном занимаются ученые для научного познания общества | 67 | 51 | 60 | 52 | 58 | 58 |
Результаты опросов общественного мнения часто фабрикуются и публикуются в СМИ, чтобы оказывать влияние на людей, склоняя их к определенному поведению | - | - | - | 53 | - | 54 |
Опросы общественного мнения не приносят ни пользы, ни вреда, поскольку на них все равно никто не обращает серьезного внимания и вся эта деятельность является просто модой | 35 | 32 | 41 | 46 | 54 | 45 |
Ниже приведены несколько суждений об опросах общественного мнения. Скажите, с какими из них Вы согласны, а с какими — нет? (закрытый вопрос, один ответ, % по строке от всех опрошенных)
Согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Не согласен | Затрудняюсь ответить | |
---|---|---|---|---|---|
Опросы общественного мнения помогают узнать мнение людей о положении в их городе, регионе, в стране, чтобы власти могли учесть мнение народа при решении наболевших проблем | 44 | 30 | 11 | 11 | 4 |
Опросы общественного мнения не приносят ни пользы, ни вреда, поскольку на них все равно никто не обращает серьезного внимания и вся эта деятельность является просто модой | 23 | 22 | 24 | 27 | 4 |
Опросами общественного мнения в основном занимаются ученые для научного познания общества | 28 | 30 | 16 | 18 | 8 |
Результаты опросов общественного мнения часто фабрикуются и публикуются в СМИ, чтобы оказывать влияние на людей, склоняя их к определенному поведению | 27 | 27 | 18 | 18 | 10 |
Результаты опросов используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности | 28 | 32 | 18 | 15 | 7 |