ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№4381 | 23 Ноября 2020
Фото: Михаил Почуев/ТАСС
Корпоративное волонтерство в ситуации пандемии
Российские бизнесмены уверены в пользе корпоративного волонтерства, но работающие программы такого типа есть только в трети отечественных компаний.

Аналитический обзор

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • О понятии «корпоративное волонтерство» знают 73% представителей среднего и крупного бизнеса в России
  • За последние два-три года компаний, реализующих программы корпоративного волонтерства, стало больше — считают 65% представителей бизнеса в нашей стране
  • В компаниях у 70% опрошенных представителей реализуются программы корпоративного волонтерства, причем у 37% — регулярные, на постоянной основе
МОСКВА, 23 ноября 2020 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о корпоративном волонтерстве в компаниях среднего и крупного бизнеса России.

Корпоративное волонтерство в России

О понятии «корпоративное волонтерство» знают 73% представителей среднего и крупного бизнеса в России. О хорошей информированности сообщают 27%.

Компании занимаются корпоративным волонтерством в первую очередь с целью принести пользу обществу (44%), а также чтобы улучшить свой имидж (15%) или по инициативе сотрудников (15%).

За последние два-три года компаний, реализующих программы корпоративного волонтерства, стало больше: так считают 65% представителей бизнеса в нашей стране. По мнению 79% представителей компаний, в текущее время важно иметь программы корпоративного волонтерства, причем каждый пятый опрошенный сообщает об их высокой важности — 20%.

Реализация в компаниях

В компаниях у 70% опрошенных представителей реализуются программы корпоративного волонтерства, причем у 37% — регулярные, на постоянной основе. Около трети организаций начали реализацию программ еще более десяти лет назад (35%), а в этом году к ним присоединились еще 3% компаний. Основные направления реализации программ: помощь взрослым и детям (бездомным, сиротам, инвалидам) — 48%, экологическая деятельность (защита природы, уборка) — 33%, благоустройство дворов, парков и улиц (21%) и образовательная деятельность (21%).

Сотрудники, вовлеченные в программы корпоративного волонтерства, относятся к нему положительно — так считают 95% представителей компании. За участие в волонтерских мероприятиях сотрудники поощряются почетными грамотами (37%), их фото размещаются на доске почета или сайте организации (26%), они получают подарки и сувениры (22%) или материальное вознаграждение (16%).

Организация имеет определенные преимущества благодаря программе корпоративного волонтерства: имидж социально ответственной компании (46%), лояльность сотрудников (32%), уважение бизнес-партнеров (17%) и признание общественности (17%). При реализации программ 72% компаний не испытывают никаких трудностей.

В дальнейшем планируют продолжать реализацию программ корпоративного волонтерства 97% компаний, по мнению опрошенных.

Мнение компаний, в которых еще нет программ корпоративного волонтерства

Компании, в которых не реализуются программы корпоративного волонтерства, чаще считают, что они им не нужны — 77%. Причины, по которым у них нет таких программ на данный момент: высокая производственная загрузка (49%), опасения дополнительных расходов (23%), отсутствие информации, с чего можно начать (17%).

Более половины представителей компаний сообщают, что у них сейчас нет возможностей для реализации программ корпоративного волонтерства — 64%. По словам 19% опрошенных, в течение года в их компаниях планируется реализация таких программ, но большинство компаний не планируют заниматься этим направлением (74%).

Причины, по которым не планируется реализация программ корпоративного волонтерства в течение года: высокая производственная загрузка (59%), опасения дополнительных расходов (32%) и отсутствие поддержки такой активности со стороны сотрудников (25%).

Всероссийский опрос проведен с 12 по 18 ноября 2020 г. по заказу Межрегиональной общественной организации «Ассоциация менеджеров». В опросе приняли участие 300 представителей компаний крупного и среднего бизнеса, имеющие и не имеющие программы корпоративного волонтерства. Метод опроса — телефонное интервью по случайной (вероятностной) выборке. Данные взвешены на вероятность отбора, по типу отрасли, размеру бизнеса и федеральным округам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 5,8%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Скажите, знаете ли Вы о таком понятии, как «корпоративное волонтерство»? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Да, хорошо об этом знаю 27
Да, что-то слышал, но без подробностей 46
Нет, ничего не знаю об этом 27

Как Вы считаете, что в первую очередь побуждает компании заниматься корпоративным волонтерством? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Желание принести пользу обществу 44
Желание улучшить свой имидж 15
Желание сотрудников 15
Выход компании на новый уровень на рынке 8
Получение льгот от государства 3
Требование центрального (головного офиса) компании 3
Другое 4
Затрудняюсь ответить 8

А как Вы думаете, в России за последние два-три года компаний, реализующих программы корпоративного волонтерства, стало больше, меньше или их количество не изменилось? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Стало больше 65
Количество не изменилось 7
Стало меньше 6
Затрудняюсь ответить 22

По Вашему мнению, в текущее время для российских компаний важно или не важно иметь программы корпоративного волонтерства? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Очень важно 20
Скорее важно 59
Скорее не важно 12
Совершенно не важно 3
Затрудняюсь ответить 6

Реализуются ли сейчас в Вашей компании какие-либо программы корпоративного волонтерства? И если да, то какие именно? (закрытый вопрос, не более 2 вариантов ответов, % от компаний, в которых реализуется корпоративное волонтерство)

Все опрошенные
Да, разовые программы 38
Да, регулярные программы (на постоянной основе) 37
Нет, не реализуются в настоящее время 30

Когда в Вашей организации впервые стали действовать программы корпоративного волонтерства? (закрытый вопрос, не более 2 вариантов ответов, % от компаний, в которых реализуется корпоративное волонтерство)

Все опрошенные
С текущего года (2020) 3
2-3 года назад 12
3-5 лет назад 15
5-10 лет назад 22
Более 10 лет назад 34
Затрудняюсь ответить / не помню 14

Скажите, в каком/каких направлениях реализуется(ются) программа(ы) корпоративного волонтерства в Вашей организации? (закрытый вопрос, не более 2 вариантов ответов, % от компаний, в которых реализуется корпоративное волонтерство)

Все опрошенные
Помощь взрослым и детям: бездомным, инвалидам, сиротам 48
Экологическая деятельность: защита природы, уборка территории 33
Благоустройство дворов, парков и улиц (покраска скамеек и заборов, установка пандусов, высадка цветов) 21
Образовательная деятельность: просвещение, проведение лекций, обучающих семинаров 21
Популяризация здорового образа жизни, содействие оказанию медицинской помощи, популяризация донорства крови 17
Культурная деятельность: поддержка музеев, библиотек 10
Организация и проведение крупных всероссийских, региональных или городских мероприятий. 9
Помощь в рамках своей профессии (например, юридическая или медицинская консультация 7
Оказание помощи социальным объектам (без уточнений) 2
Все вышеперечисленное 1

По Вашим личным представлениям, как относятся к корпоративному волонтерству вовлеченные в него сотрудники? (закрытый вопрос, один ответ, % от компаний, в которых реализуется корпоративное волонтерство)

Все опрошенные
Очень положительно 31
Скорее положительно 64
Безразлично 1
Сотрудники не вовлечены в программы корпоративного волонтерства 3
Затрудняюсь ответить 1

Получают ли сотрудники Вашей компании какие-то преимущества за участие в волонтерских мероприятиях? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от компаний, в которых реализуется корпоративное волонтерство)

Все опрошенные
Почетные грамоты от компании 37
Фото сотрудников размещается на доске почета / на сайте организации 26
Небольшие подарки / сувениры 22
Материальное вознаграждение 16
Дополнительный выходной день / отгул 7
Моральное удовлетворение 3
Лояльность со стороны руководства/ характеристика 3
Устная благодарность 3
Информация о сотруднике в соц.сетях и/или печатных материалах 2
Нет, ничего не получают 38
Другое 2
Затрудняюсь ответить 2

Скажите, имеет ли Ваша компания или не имеет какие-либо преимущества благодаря наличию программ(ы) корпоративного волонтерства? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от компаний, в которых реализуется корпоративное волонтерство)

Все опрошенные
Имидж социально ответственной компании 46
Лояльность сотрудников (низкая текучка, конкурс на рабочие места) 32
Уважение бизнес-партнеров 17
Признание общественности 17
Выгодные сотрудничества (с другими коммерческими и некоммерческими компаниями) 6
Государственные или региональные льготы (в том числе по налогообложению) 4
Все вышеперечисленное 1
Никаких преимуществ не имеет 20
Другое 5
Затрудняюсь ответить 4

Есть или нет какие-то трудности в реализации программ(ы) корпоративного волонтерства в Вашей компании? Если есть, то какие именно? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от компаний, в которых реализуется корпоративное волонтерство)

Все опрошенные
Нет единых стандартов программ корпоративного волонтерства 9
Отсутствие поощрений со стороны государства 8
Сотрудники компании не желают участвовать в этой деятельности 2
Благотворительные действия воспринимаются неоднозначно со стороны общественности 2
Государственные / региональные власти препятствуют реализации программ 1
Отсутствие заинтересованности со стороны нуждающихся в помощи 1
Никаких трудностей нет 72
Другое 9
Затрудняюсь ответить 3

Планирует или нет Ваша компания в дальнейшем реализовывать программы корпоративного волонтерства? (закрытый вопрос, один ответ, % от компаний, в которых реализуется корпоративное волонтерство)

Все опрошенные
Определенно планирует 53
Скорее планирует 44
Скорее не планирует 1
Затрудняюсь ответить 2

Скажите, Вашей компании сейчас нужна или не нужна какая-либо программа корпоративного волонтерства? (закрытый вопрос, один ответ, % от компаний, в которых еще нет программы корпоративного волонтерства)

Все опрошенные
Скорее нужна 14
Скорее не нужна 53
Определенно не нужна 24
Затрудняюсь ответить 9

По каким причинам в Вашей компании сейчас нет программы корпоративного волонтерства?(закрытый вопрос, не более 2 вариантов ответов, % от компаний, в которых еще нет программы корпоративного волонтерства)

Все опрошенные
У нас высокая производственная загрузка 49
Опасаемся дополнительных расходов средств компании 23
У нас нет информации, с чего можно начать активность 17
Пандемия / переведены на удаленный режим работы 13
Нуждающиеся категории населения / социальные проблемы — это сфера ответственности государства 9
Сотрудники не поддерживают такую активность 7
В нашей сфере деятельности это не принято 7
Наша компания не видит смысла в таких программах 6
В нашей стране трудно реализовать программу корпоративного волонтерства, много барьеров 4
Другое 6
Затрудняюсь ответить 6

Есть ли в настоящее время возможности в Вашей компании для реализации программ корпоративного волонтерства? (закрытый вопрос, один ответ, % от компаний, в которых еще нет программы корпоративного волонтерства)

Все опрошенные
Скорее да 20
Скорее нет 64
Затрудняюсь ответить 16

Планируется ли в Вашей компании в течение года реализация программ корпоративного волонтерства? (закрытый вопрос, один ответ, % от компаний, в которых еще нет программы корпоративного волонтерства)

Все опрошенные
Определенно планируется 5
Скорее планируется 14
Скорее не планируется 42
Определенно не планируется 32
Затрудняюсь ответить 7

По каким причинам Ваша компания не планирует реализацию программ корпоративного волонтерства в течение года? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от компаний, в которых еще нет программы корпоративного волонтерства)

Все опрошенные
У нас высокая производственная загрузка 59
Опасаемся дополнительных расходов средств компании 32
Сотрудники не поддерживают такую активность 25
Нуждающиеся категории населения / социальные проблемы — это сфера ответственности государства 21
У нас нет информации, с чего можно начать активность 17
Наша компания не видит смысла в таких программах 14
В нашей стране трудно реализовать программу корпоративного волонтерства, много барьеров 11
Мы не считаем, что можем кому-то помочь 8
В нашей сфере деятельности это не принято 8
Другое 2

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Благотворительность; Социальная ответственность бизнеса
Теги: корпоративное волонтерство социальная ответственность ксо