ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№4420 | 26 Января 2021
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Квалификация учителей в России: нормы и реальность
Система описания профессиональных квалификаций учителей и других участников образовательного процесса в России, по данным исследования ВЦИОМ-НАРК, у 85% опрошенных описания квалификаций в той или иной мере совпадают с описаниями реестров Минтруда.

Аналитический обзор

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
МОСКВА, 26 января 2021 г. Фонд ВЦИОМ и Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) апробировали автоматизированную систему сбора данных о наличных и перспективных квалификациях в экономике России. Представляем результаты третьего этапа апробации (предыдущие публикации доступны на сайте ВЦИОМ). Данное исследование помогает выявить разрыв между официальными квалификациями Минтруда и реальным спросом на рынке труда среди учителей, воспитателей, педагогов школ и детских дошкольных учреждений, преподавателей, специалистов сферы занятости и бухгалтеров. Результаты исследования позволят Минтруду обновить требования к квалификациям и сформировать запрос вузам на подготовку кадров.

В новой волне (с 17 июля по 16 октября 2020 г.) онлайн-опроса НАРК — Фонда ВЦИОМ ставился исследовательский вопрос, отстает ли практика описания квалификаций от реальных процессов на рынке труда, и если отстает, то насколько масштабно это отставание.

Основой выборки послужила уникальная база данных о предприятиях и организациях, предоставленная Министерством труда РФ. В исследовании участвовали 4000 работодателей в лице руководителей предприятий/организаций и линейных руководителей. В результате примененного инструментария с довольно высокой степенью стандартизации исследователи отразили ситуацию в разных профессиях.

Для приоритетного и наиболее подробного анализа были отобраны 502 описания, которые составили представители шести профессий: учителя, воспитатели, педагоги школ и детских дошкольных учреждений, преподаватели, специалисты сферы занятости и бухгалтеры. Описания того, чем реально занимаются профессионалы на работе, сопоставлялись с описаниями, содержащимися в соответствующих реестрах Министерства труда: и там, и там выделялись дескрипторы, списки которых сравнивались между собой. Объединяют все эти профессии заведомо высокая стандартизация и требование высокого уровня профессиональной подготовки — высшего или, как минимум, среднего образования.

В результате было получено подробное представление о ситуации в сфере образования (четыре профессии), с которой контрастировали две профессии из других областей профессиональной деятельности. При этом показатели степени согласованности между «официальными» и фактическими описаниями оказались весьма сходными.

Основной вывод: даже в высокостандартизированных профессиях имеются различия между нормативными и фактическими описаниями, однако их масштаб оказался намного меньше ожидаемого экспертами. Совершенно не совпали с описаниями реестров Министерства труда только 15% описаний, предоставленных работниками. В оставшихся 85% описания работников либо полностью совпали (18%), либо содержательно повторяли требования реестров, но были изложены респондентами «своими словами» (67%).

Таким образом, результаты исследования подтвердили актуальность проведения Мониторинга рынка труда (жизненного цикла квалификаций): различия между нормативными документами и требованиями реальной жизни имеются, однако, по крайней мере для исследованных квалификаций, не являются критическими.

Проект «Создание и апробация комплекса методических и организационно-технических решений по сбору информации в рамках Мониторинга рынка труда и перспективных профессий» в 2019 году поддержан грантом Президента РФ на развитие гражданского общества № 19-1-033627. В соответствии с ним Фонд ВЦИОМ провел массовый экспертный онлайн-опрос с использованием специализированного программно-аппаратного комплекса с 17 июля по 16 октября 2020 г. Опрос работодателей, представленных руководителями предприятий, линейными руководителями и сотрудниками HR-служб, проводился методом добровольного отбора по отраслям, выбранным для участия в исследовании. Объем выборки — 4000 респондентов. Предельная ошибка выборки составляет ±1,7% (при р < 0,05). Данное исследование предпринято в рамках и на программно-аппаратной базе проекта создания национальной системы квалификаций. По инициативе Президента РФ с 2014 года развивается национальная система квалификаций. Одним из ее важнейших элементов является мониторинг рынка труда, направленный на определение потребностей экономики в квалифицированных людях и их подготовке в системе образования. В реестре Минтруда описаны 1977 квалификаций, однако они нуждаются в постоянном обновлении. Для того чтобы прояснить ситуацию на рынке труда, был предпринят проект НАРК — ВЦИОМ. Результаты мониторинга жизненного цикла квалификаций и президентский проект развития квалификаций могут оказывать значительное влияние на сокращение разрыва между запросами работодателей и подготовкой специалистов.

Статусы согласованности между нормативными и фактическими описаниями профессий участниками Мониторинга рынка труда (жизненного цикла квалификаций) в 2020 г. суммарно по всем профессиям, %

Доли
Полная рассогласованность между описаниями работников и описаниями реестра Минтруда 15
Согласованные описания, в том числе: 85
Описания работников полностью совпадают с реестрами 18
Описания работников изложены «своими словами» (перифраз) 67

Статусы согласованности между нормативными и фактическими описаниями профессий участниками Мониторинга рынка труда (жизненного цикла квалификаций) в 2020 г. отдельно по профессиям, %

Учителя Воспитатели Педагоги Преподаватели Специалисты сферы занятости Бухгалтеры
Рассогласованные 12 26 7 5 25 26
Согласованные, в том числе: 88 74 94 95 75 74
полностью 15 12 23 16 33 15
перифразы 73 62 71 79 42 69

Could not select database