ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№4502 | 11 Мая 2021
Depositphotos
Спам или как с ним бороться
Большинство опрошенных россиян часто имеют дело со спамом.

Аналитический обзор

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
11 мая 2021 г. ВЦИОМ представляет данные опроса россиян о присутствии нежелательной спам-рекламы в их жизни.

Почти треть россиян (28%) знают значение слова «спам» («навязчивая реклама», англ.), 14% думают, что оно обозначает ненужную информацию, 5% полагают, что оно означает «мусор», 3% — обман либо мошенничество, 3% — рекламу и 2% — вирус. Более трети наших граждан (37%) ранее не сталкивались с этим термином. Чаще других знают, что слово «спам» обозначает навязчивую рекламу, молодые люди 18-24 лет (47%) и граждане 25-34 лет (41%), а также жители Москвы и Санкт-Петербурга (42%), городов-миллионников (41%), городов с населением 500-950 тыс. жителей (38%) и соотечественники с высшим и неполным высшим образованием (42%).

в жизнь россиян: около трети наших соотечественников (29%) ежедневно получают назойливые рекламные сообщения, каждый четвертый (24%) получает спам один или несколько раз в неделю, 17% раз в месяц. Чуть менее трети опрошенных (28%) ответили, что не получали подобных звонков либо сообщений за прошедший месяц.

Чаще всего предметом навязчивой рекламы были банковские услуги (73%), услуги связи (35%), медицинские услуги (34%), юридические услуги (19%), образовательные услуги (15%), медикаменты (15%), компьютерные программы (12%) и туристические услуги (9%).

Большинство россиян (63%) испытывают раздражение от спам-звонков и сообщений, 8% не раздражаются от спама, треть соотечественников (29%) сообщили, что им это безразлично.

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 30 апреля 2021 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров. Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Поговорим о рекламе. Современные люди встречают разную рекламную информацию, в том числе и спам. Знакомо ли Вам слово «спам»? Как бы Вы определили, что оно означает? (открытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие от 2%)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Навязчивая/ ненужная реклама 28 47 41 31 28 11
Ненужная информация 14 18 18 18 14 7
Мусор 5 1 5 6 6 7
Ложная информация 5 8 6 5 4 5
Обман/ мошенничество 3 6 4 3 3 3
Реклама 3 3 6 3 2 1
Вирус/ вредоносная рассылка 2 0 4 4 2 1
Другое 3 2 4 4 3 3
Слышу впервые / нет ответа / затрудняюсь ответить 37 15 12 26 38 62

Поговорим о рекламе. Современные люди встречают разную рекламную информацию, в том числе, и спам. Знакомо ли Вам слово «спам»? Как бы Вы определили, что оно означает? (открытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Всего опрошенных Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники 500-950 тыс. жителей 100—500 тыс. Менее 100 тыс. Сёла
Навязчивая/ ненужная реклама 28 42 41 38 31 22 15
Ненужная информация 14 26 12 13 13 13 9
Мусор 5 9 7 5 5 4 5
Ложная информация 5 2 4 6 5 7 5
Обман/ мошенничество 3 0 2 4 3 4 4
Реклама 3 1 4 4 2 3 4
Вирус/ вредоносная рассылка 2 2 1 1 2 3 3
Другое 3 2 3 7 4 3 3
Слышу впервые / нет ответа / затрудняюсь ответить 37 16 26 22 35 41 52

Поговорим о рекламе. Современные люди встречают разную рекламную информацию, в том числе, и спам. Знакомо ли Вам слово «спам»? Как бы Вы определили, что оно означает? (открытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Все опрошенные Неполное среднее образование Среднее образование (школа или ПТУ) Среднее специальное образование (техникум) Неполное высшее (с 3 курса вуза), высшее образование
Навязчивая/ ненужная реклама 28 28 27 30 42
Ненужная информация 14 15 16 8 7
Мусор 5 8 5 7 0
Ложная информация 5 5 5 6 3
Обман/ мошенничество 3 4 3 3 9
Реклама 3 5 3 2 0
Вирус/ вредоносная рассылка 2 1 3 3 0
Другое 3 6 3 3 0
Слышу впервые / нет ответа / затрудняюсь ответить 37 28 35 38 39

Спамом называют нежелательную рекламу, которая навязывается путем рассылки по электронной почте, через мессенджеры, социальные сети, СМС или посредством телефонных звонков. Скажите, в течение последнего месяца Вы лично получали такие спам-сообщения или звонки? Если да, то припомните, пожалуйста, как часто Вы получали спам в течение последнего месяца? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Практически каждый день 29
Один или несколько раз в неделю 24
Один или несколько раз за месяц 17
Не получал спам-сообщения или спам-звонки в течение месяца 28
Затрудняюсь ответить 2

Вы сказали, что получали в течение последнего месяца спам-сообщения или звонки. Припомните, пожалуйста, о каких товарах или услугах в них сообщалось? Выберите из списка. Вы можете дать любое число ответов (открытый вопрос, любое число ответов, в % от тех, кто получал спам)

Все опрошенные
Банковские услуги (открытие новых банковских карт, вкладов и так далее) 73
Услуги связи (новые тарифы телефонной связи и интернета) 35
Медицинские услуги 34
Юридические услуги (услуги адвоката, юридическая консультация) 19
Образовательные услуги (образовательные курсы, школы, мастер-классы, веб-семинары и так далее) 15
Медикаменты, товары для здоровья 15
Компьютерные программы, приложения 12
Туристические услуги (путевки в санаторий, турпакеты и так далее) 9
Другое (запишите) 22
Не помню/ Затрудняюсь ответить 5

Когда Вам приходит спам-сообщение или звонок, Вас это обычно раздражает, не раздражает или Вам это безразлично? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Все опрошенные
Очень раздражает 28
Скорее раздражает 35
Скорее не раздражает 6
Совсем не раздражает 2
Мне это безразлично/ все равно 29
Затрудняюсь ответить 0

Could not select database