ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3464 | 12 Сентября 2017
Единый учебник: за и против
70% россиян считают важным разработку и внедрение единых (базовых) учебников по основным предметам в общеобразовательных школах.

Аналитический обзор

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
МОСКВА, 12 сентября 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования отношения россиян к учебникам, из которых черпают знания школьники.

Россияне поддерживают реализацию Единого Стандарта обучения в школах - 84% считают, что он нужен. Это мнение разделяет более 75% опрошенных во всех основных социально-демографических группах.

Инициативу по введению базового учебника по каждому из предметов школьной программы (при сохранении ряда других для более углубленного изучения) поддерживает 70% граждан (против высказываются 25%). Среди селян, респондентов со средним образованием эта доля заметно ниже, чем среди жителей крупных городов и обучавшихся в вузах.

К числу основных дисциплин, где наличие базового учебника считается обязательным, относят прежде всего русский язык (57% от числа тех, кто считает их разработку актуальной) и математику (55%). Высок запрос на разработку единых учебных пособий и по таким дисциплинам, как история (43%), литература (41%). Замыкают рейтинг, по итогам опроса, основы религиозных культур и светской этики и рисование – их назвали лишь по 7% респондентов. Немногим менее трети сторонников введения единых учебников (30%) считают, что они должны быть разработаны  по  всем предметам. 

Данные опроса комментирует директор по исследованиям ВЦИОМ Елена Михайлова: «Введение единых учебников по базовым предметным курсам не противоречит принципу персонифицированного обучения. Такой подход не ограничивает возможности использования дополнительных источников информации, однако позволяет обеспечить гарантированное получение основополагающих элементов научного знания (в том числе – мировоззренческого характера) всеми учащимися. Что же касается более глубокого изучения отдельных предметов или тем, то, учитывая специфику медиапотребления современных школьников, актуальным является дальнейшее развитие и внедрение в учебный процесс интерактивных электронных образовательных ресурсов».

Компания «Медиалогия» проанализировала упоминаемость темы «школьные учебники» в российских СМИ за год: зафиксировано более 21 тыс. сообщений. «Пик» упоминаемости приходится на август 2017 года (4,1 тыс. сообщений). СМИ сообщали, что Министерство образования создает единые базовую и углубленную линейки, сократив количество пособий до трех в каждой. Также глава Минобрнауки Ольга Васильева сообщила, что шесть регионов не смогли на 100% обеспечить школы учебниками: Кировская область (обеспечена на 98%), Амурская (98%), Челябинская (82%), Удмуртия (96%) Бурятия (92%) Дагестан (42%). Помимо этого сообщалось, что Ольга Васильева провела Всероссийское родительское собрание, на котором речь в том числе шла о школьных учебниках.

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 3-4 сентября 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%.  Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 42 200 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ.  Период исследования: сентябрь 2016 – сентябрь 2017. 

Данные опроса комментирует директор по исследованиям ВЦИОМ Елена Михайлова: «Введение единых учебников по базовым предметным курсам не противоречит принципу персонифицированного обучения. Такой подход не ограничивает возможности использования дополнительных источников информации, однако позволяет обеспечить гарантированное получение основополагающих элементов научного знания (в том числе – мировоззренческого характера) всеми учащимися. Что же касается более глубокого изучения отдельных предметов или тем, то, учитывая специфику медиапотребления современных школьников, актуальным является дальнейшее развитие и внедрение в учебный процесс интерактивных электронных образовательных ресурсов».

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 3-4 сентября 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 42 200 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: сентябрь 2016 – сентябрь 2017.

На Ваш взгляд нужен или не нужен единый государственный образовательный стандарт для школьников в России? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Нужен. В стране должно быть единое образовательное пространство 84 85 76 86 86 84
Нет, пусть школы сами выбирают, по каким программам и учебникам учить детей 13 15 19 12 10 10
Затрудняюсь ответить 3 0 5 2 4 6

Одни говорят, что по каждому предмету в школе должен быть ОСНОВНОЙ (базовый) учебник для всей страны и учебники для углубленного изучения. Другие говорят, что у школ должна быть возможность выбрать для детей более подходящие, по их мнению, учебники. С какой из этих точек зрения Вы в большей степени согласны? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Все опрошенные Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники Более 500 тыс. жителей 100–500 тыс. Менее 100 тыс. Сёла Есть дети/внуки школьного возраста Нет детей/внуков школьного возраста
По каждому предмету в школе должен быть ОСНОВНОЙ (базовый) учебник для всей страны и учебники для углубленного  изучения 70 75 78 78 79 68 58 71 70
У школ должна быть возможность выбрать для детей более подходящие, по их мнению, учебники 25 20 20 15 17 26 36 24 25
Затрудняюсь ответить 5 5 2 7 4 6 6 5 5

По каким школьным предметам надо в первую очередь вводить основной (базовый) школьный учебник? (закрытый вопрос, любое число ответов, % по ответам тех, кто согласен с тем, что по каждому предмету должен быть базовый учебник)

Все опрошенные
Русский язык 57
Математика/Алгебра/Геометрия 55
История 43
Литература 41
Физика/Астрономия 28
География 25
Химия 22
Иностранный язык 20
Обществознание 18
Информатика 15
Природоведение/Биология 15
Технология/Труд 10
Основы религиозных культур и светской этики 7
Рисование (изобразительное искусство) 7
По всем 30
Ни по одному из перечисленных 0
Другое 5
Затрудняюсь ответить 1
Could not select database