ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3551 | 10 Января 2018
Эпоха цифровых медиа: бумага против экрана
Рост предпочтений электронных версий газет и журналов обеспечивается в первую очередь за счет молодежных групп и жителей столичных мегаполисов.

Аналитический обзор

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
МОСКВА, 10 января 2018 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного теме потребления россиянами печатных и электронных СМИ.

Потребление печатной периодики (газеты, журналы) за несколько лет снизилось более чем существенно: если в 2014 г. ее с той или иной прегулярностью читали 77%, то в 2017 г. – 55%. Однако роста популярности интернет-версий изданий за три года в массовой аудитории не произошло: в 2014-м к электронным источникам обращались 58%, в 2017-м - 54%.

В молодежных возрастных группах (70% среди 18-24-летних, 74% среди 25-34-летних), а также среди москвичей и петербуржцев (58%) доли потребителей электронных медиа преобладают, тогда как среди людей старшего возраста (25% в группе от 60 лет и старше) и жителей сел (43%), напротив, составляют меньшинство.

Вместе с тем электронные версии газет и журналов в качестве источника информации (при выборе между ними и печатными версиями для прочтения интересной статьи) стали выбирать чаще: в 2017 г. – уже 47% опрошенных (с 29% в 2013 г.). Печать, напротив, теряет позиции: ее предпочли бы 46% (с 58% соответственно).

Хотя к полному отказу от бумажных изданий СМИ более трех четвертей россиян (79%) еще не пришли, в обозримом будущем в этом вопросе возможны серьезные изменения. Сегодня уже каждый третий среди граждан от 25 до 34 лет (35%), а также жителей обеих столиц (34%) готов полностью перейти на онлайн-контент (электронные газеты, журналы в Интернете). По выборке в целом – это каждый пятый (19%).  

Данные опроса комментирует генеральный директор Фонда ВЦИОМ, кандидат психологических наук Константин Абрамов: «Потребление информационных сюжетов неуклонно и планомерно перемещается в каналы цифровых медиа. И если старшее поколение не готово совсем оказаться от бумажных источников, то молодежная аудитория и жители мегаполисов все больше переходят на оперативные цифровые способы потребления контента. Заметна тенденция сокращающегося потребления информации традиционных журналов и газет в интернете. Наши соотечественники все чаще используют поисковики, интеграторы и мессенджеры для ориентации в информационном потоке».

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 23-24 октября 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Как часто Вы пользуетесь следующими источниками информации? ПЕЧАТНЫЕ ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ (НЕ В ИНТЕРНЕТЕ) (закрытый вопрос, один ответ, %)

2014 г. 2017 г.
Ежедневно 12 6
Несколько раз в неделю 31 25
Несколько раз в месяц 26 16
Несколько раз в год 8 8
Не пользуюсь 21 43
Затрудняюсь ответить 2 2

Как часто Вы пользуетесь следующими источниками информации? ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ В ИНТЕРНЕТЕ (ОНЛАЙН ИЗДАНИЯ, ЭЛЕКТРОННЫЕ ВЕРСИИ ПЕЧАТНЫХ ГАЗЕТ) (закрытый вопрос, один ответ, %)

2014 г. 2017 г.
Ежедневно 18 16
Несколько раз в неделю 22 20
Несколько раз в месяц 13 13
Несколько раз в год 5 5
Не пользуюсь 39 46
Затрудняюсь ответить 3 0

Представьте, что на следующей неделе выйдет интересная Вам статья. Она есть и в печатной версии газеты или журнала, и в электронной версии. Что Вы предпочтете? (закрытый вопрос, один ответ, %)

2013 г. 2014 г. 2017 г.
Прочитать статью в печатной версии газеты, журнала 58 51 46
Прочитать статью в электронной версии газеты, журнала в интернете 29 34 47
Затрудняюсь ответить 13 15 7

Готовы ли Вы полностью отказаться от печатных СМИ в пользу электронных СМИ в Интернете или нет? (закрытый вопрос, один ответ, %)

2014 г 2017 г.
Готов полностью отказаться от печатных СМИ 17 19
Не готов полностью отказаться от печатных СМИ 73 79
Затрудняюсь ответить 10 2

Could not select database