СМИ О ВЦИОМ
26.08.2003 | Источник:
Выдержки из выступления на 2-м Всероссийском социологическом конгрессе.

На конгрессе будут обсуждаться различные методологические подходы к исследованию той неизведанной и пока еще непонятой социальной реальности, которой является Россия начала XXI века

Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ

Конгресс, который мы проводим - это сбор ученых с целью общения на профессиональном уровне. Такие мероприятия проводятся достаточно редко, и обычно они оставляют значимый след в социологии. Хотя, конечно, не нужно преувеличивать значение этого мероприятия для тех практикующих социологов, тех исследователей, которые активно включены в политический процесс, в процесс принятия решений на местном, региональном и даже на общефедеральном уровне. Понятно, что сегодня огромная часть социологического сообщества активно занята на выборах. Все они занимаются простым, достаточно понятным и технологичным делом - это оценка рейтингов, расстановка политических сил, электоральные ожидания, перспективы тех или иных кандидатов на победу в этом электоральном цикле. Но это сиюминутная задача, которая не является предметом глубинных исследований, не это является главным предметом изучения в российской социологической науке. На конгрессе будут подниматься более глубокие вопросы, будут обсуждаться различные методологические подходы к исследованию той неизведанной пока еще и непонятой социальной реальности, которой является Россия начала XXI века.

Социологов сегодня слишком часто используют инструментально, преимущественно в период избирательных кампаний и с одной целью - понять, как повысить свои ставки, как занять более значительное место на политическом рынке. Но, к сожалению, не используют для того, чтобы понять, как должна строиться содержательная политика органов власти и управления на местном, на региональном, на федеральном уровнях. Серьезная наука используется исключительно в выборных целях, но не в целях, либо формирования, либо апробации и корректировки социально-экономической политики - вот в этом беда российской социологии. Политический класс воспринимает ее только как орудие измерения рейтинга.

Наш Центр изучения общественного мнения не понаслышке знает, что такое начавшаяся предвыборная кампания. Работы в этот период значительно прибавляется. Мы понимаем, что это "горячее" время довольно быстро заканчивается и оно необходимо. Но мы надеемся войти в 2004 год комплексно, полностью подготовившись к исследованию действительно важных для общества проблем. Это проблемы борьбы с бедностью, совершенствования трудовой мотивации, проблем рынка труда, занятости на этом рынке - то есть, тех сложных, но не находящихся сегодня на первом плане политической дискуссии тем. Нам необходимо выработать такую систему, где исследования социологов используются в формировании политики. Для нас сейчас главное, и я полагаю, мы сумеем решить эту проблему - не сосредоточится только на решении тактических сиюминутных вопросов освещения и исследования хода избирательной кампании. Главная цель конгресса - подготовиться к тем содержательным мерам, к той содержательной политике, которая будет формироваться в 2004 году.

Наше общество все еще не познано и нуждается в исследовании. На сегодняшний день существуют альтернативы и научные стратегии, которые должны быть применены для его изучения. Иными словами, та реальность, которую мы имеем сегодня, нуждается в описании и осмыслении, - "мы до сих пор очень плохо знаем то общество, в котором мы живем" - так, в 1983 году сказал Юрий Андропов, характеризуя советское общество. Эти слова актуальны и для сегодняшней России. (www.kreml.org, 26 сентября 2003 г.)