СМИ О ВЦИОМ
25.11.2003 | Источник:
Завершающий этап избирательной кампании актуализирует внимание к вопросу об исходе предстоящих парламентских выборов, о шанса

Л.Бызов, член экспертного совета ВЦИОМ,

В.Петухов, руководитель аналитического отдела ВЦИОМ

Политические предпочтения россиян: сравнительные результаты Экспресс-опроса ВЦИОМ и интернет-акции Ленты.ру «Накликай Думу»

Завершающий этап избирательной кампании актуализирует внимание к вопросу об исходе предстоящих парламентских выборов, о шансах тех или иных политических партий и объединений на прохождение в Государственную Думу. Не меньший интерес представляет и вопрос о политических предпочтениях различных групп и слоев населения, включая такую специфическую группу как пользователи Интернет. С этой точки зрения важной представляется интернет-акция Ленты.ру «Накликай Думу», проводимая в несколько волн, в каждой из которых приняло участие свыше 30 тысяч человек. Тем более что речь идет о политически активной части интернет-аудитории, о людях, которые готовы заявить о собственной точке, политических предпочтениях.

Понятно, что подобный опрос ни в коей мере не может претендовать на репрезентативность, служить зеркалом симпатий всех россиян, так как пользователи Интернета представляют собой достаточно специфический срез - они существенно моложе среднего россиянина, значительно более обеспечены материально, и среди них намного больше жителей крупных городов, где культура пользования Интернетом уже вошла в повседневную привычку.

Проведенный практически в те же сроки (вторая декада ноября) Экспресс-опрос ВЦИОМ дает возможность сравнить результаты интернет-акции с результатами социологических опросов, проводимых по стандартной репрезентативной выборке (напомним, что в обоих случаях расчет рейтингов политических партий велся среди тех, кто намерен участвовать в выборах).

Таблица 1

За какую из ведущих партий проголосовали бы на выборах в Государственную Думу респонденты ВЦИОМ и интернет-акции Ленты.ру, в %
Ведущие партии, блоки[1] ВЦИОМ Интернет-акция«Накликай думу»
Единая Россия 26,2 11,8
КПРФ 19,6 6,2
СПС 5,5 27,5
Яблоко 5,4 17,6
ЛДПР 5,3 5,8
Родина 4,1 9,1
Аграрная партия 1,5 0,4
Народная партия 1,0 0,5
Против всех 6,0 14,8

Данные, приведенные в таблице 1, демонстрируют существенные различия в политических предпочтениях респондентов ВЦИОМ и интернет-акции. Судя по результатам опроса ВЦИОМ, в Государственную думу следующего созыва попадут все пять партий, которые и сегодня имеют в ней свое представительство (хотя СПС, Яблоко и ЛДПР балансируют на грани прохождения). Определенные шансы сохраняет на преодоление 5-% барьера также недавно созданный блок "Родина". Первое-второе место с существенным отрывом от остальных соперников занимают "Единая Россия" и КПРФ.

Но если предположить, что в выборах участвовали бы только активные пользователи Интернета, то картина результатов оказалась бы совершенно иной. С большим отрывом вырываются вперед СПС и Яблоко при лидерстве первой из этих партий, лишь третье место занимает "Единая Россия" с довольно скромным результатом около 12%, также проходят в Госдуму "Родина", КПРФ и ЛДПР. Причем, в интернет-аудитории почти в два раза больше намеревающихся голосовать «против всех».

Обращает на себя внимание и то, что, несмотря на начало активной фазы выборов, связанной с агитационной рекламной кампании, каких-то существенных сдвигов в политических предпочтениях и россиян в целом и интернет-аудитории не наблюдается. Единственная партия, немного усилившая свои позиции и там и там – это блок Родина.

Таблица 2

Динамика электоральных предпочтений населения в целом и интернет-пользователей, в %
Ведущие партии, блоки[2] ВЦИОМ Интернет-акция «Накликай думу»
октябрь ноябрь октябрь ноябрь
Единая Россия 29,8 26,2 10,6 11,8
КПРФ 25,5 19,6 6,8 6,2
СПС 3,4 5,5 28,1 27,5
Яблоко 6,8 5,4 19,9 17,6
ЛДПР 3,1 5,3 5,2 5,8
Родина 2,4 4,1 7,4 9,1
Аграрная партия 1,5 1,5 0,4 0,4
Народная партия 0,6 1,0 0,4 0,5
Против всех 5,7 6,0 16,3 14,8

Что же касается "Родины", идеология которой по мнению многих достаточно близка к коммунистам, то этот блок располагает значительно более "продвинутым" электоратом, не только чем КПРФ, но и в сравнении с "Единой Россией". Можно сказать, что этот блок - выразитель одновременно и "левой" идеологии и «национальной» идеологии, ориентированной на определенные слои городского населения.

Соотношение предполагаемых результатов выборов по общероссийскому опросу и по опросу Ленты.ру позволяет рассчитать "коэффициент продвинутости" электоратов ведущих партий и блоков (табл. 3). Он получается в результате деления рейтинга Ленты.ру на рейтинг ВЦИОМ. Партии с коэффициентом превышающим 1 могут быть отнесены к числу "продвинутых", а партии с коэффициентом меньше 1 - соответственно, наоборот.

Таблица 3

Коэффициент «продвинутости» ведущих партий и блоков
Ведущие партии, блоки[3] Коэффициент "продвинутости"
Единая Россия 0,45
КПРФ 0,32
СПС 5,00
Яблоко 3,26
ЛДПР 1,09
Родина 2,22
Аграрная партия 0,27
Народная партия 0,5

Из данных таблицы 3 видно, что в первую очередь СПС и Яблоко располагают наиболее "продвинутым", приобщенным к интернету электоратом. Слабо "интернетизироваными" являются сторонники КПРФ и Аграрной партии, что также представляется вполне предсказуемым результатом. Отчасти это связано с тем, что электорат КПРФ, по результатам опросов ВЦИОМ, - представители старших возрастных групп. И, наоборот, СПС чаще поддерживается молодыми респондентами и представителями средних возрастных групп.

Обращает при этом на себя внимание то, что в оценках, даваемых пользователями интернета, возрастной фактор не столь отчетливо выражен, как в данных репрезентативных общероссийских опросов. Это можно объяснить, по всей видимости, тем, что пользователи интернета – это не социальная группа в классическом смысле, сколько определенная субкультура, образ жизни, которые формирует как мировоззренческие установки, так и политические взгляды, отчетливо выраженные симпатии к партиям и общественно-политическим образованиям либеральной и демократической направленности.



[1] Те, которые по данным ВЦИОМ сегодня имеют рейтинг не ниже 1%

[2] Те, которые по данным ВЦИОМ сегодня имеют рейтинг не ниже 1%

[3] Те, которые по данным ВЦИОМ сегодня имеют рейтинг не ниже 1%