СМИ О ВЦИОМ
25.11.2003 | Источник:
Социология в современной России - один из языков власти, и поэтому неотделима от политического процесса, от политической инте

      Социология в современной России - один из языков власти, и поэтому неотделима от политического процесса, от политической интерпретации социологических данных. Взыскуешь власти? Говори с ней на ее языке. Если когда-то раньше таким языком был догматизированный, цитатнический марксизм, а затем - криминальный жаргон, то теперь власть научилась говорить на языке социологов. Рост престижа социологической профессии налицо - как и рост уровня государственного управления. И самое ценное, что власть может почерпнуть у социологов - это понимание необходимости и неизбежности обратной связи, т.е. внимание к объекту управления, восприятие его не как безвольного и бездушного предмета, а как чувствующего, действующего, самостоятельного субъекта.

      Конечно, власть не стала - и вряд ли станет - служанкой социологии. Социология нужна власти, чтобы властвовать - и не только побеждать, захватывать, завоевывать, но и - управлять, умножать, удерживать. Социологические данные, язык и престиж социологии используется властью сугубо в собственных целях - и зачастую используются грубо, топорно, с искажениями, с непониманием ограничений, которыми они всегда подвержены. Более того, бывает, что специально фабрикуются социологические данные для того, чтобы посредством медиа вбросить их в общество, повлиять на выбор граждан, на курс власти. Такие манипуляции бросают тень на профессию, очерняют ее в глазах граждан. Зачем и кому это нужно - более или менее понятно. Но почему это возможно?

      Одна из причин - в раздробленности, застарелой фракционности отечественного социологического сообщества. Другая - в отсутствии общепринятого стандарта качества социологических данных, которые могут распространяться через СМИ. Полагаю, сами социологи могут многое сделать для того, чтобы предотвратить недостойные манипуляции их данными. И первым шагом здесь должна быть выработка общих принципов и требований к публичной социологической информации. Второй шаг - организация специальных курсов для журналистов, работающих с социологической информацией. А затем, думаю, надо ставить вопрос об обязательной добровольной сертификации социологических центров, имеющих право предоставлять информацию СМИ. Ведь большие возможности по воздействию на власть и общество, открытые сегодня для социологов, требуют и большой ответственности. Лучше самоограничиться "снизу", чем ждать, пока нас ограничат "сверху".

Валерий Федоров,
генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения