СМИ О ВЦИОМ
25.02.2004 | Источник:
ПРИОРИТЕТ НЫНЕШНИХ РЕФОРМ - БЛАГО БОЛЬШИНСТВА

Владимир Игнатов

Лихорадочные 90-е Владимир Путин на недавней встрече в МГУ назвал "временем неопределенности и тревожных ожиданий". Оно прошло, уверен президент, наступает новый период. Какими могут стать для россиян четыре года, отсчет которых пойдет с 14 марта? Об этом рассуждает известный политолог, президент Всероссийского центра по изучению общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий ФЕДОРОВ.

- Фамилия Ельцина в президентском его выступлении не прозвучала ни разу, но "тень" присутствовала во всем, что касается нелегкого наследия прежней власти... Означает ли это, что обозначенный Путиным новый период развития России пойдет без оглядки на прошлое?

- Полностью от прошлого избавиться трудно... Весь первый президентский срок Путин и его команда занимались тем, что решали и наиболее вопиющие проблемы, оставшиеся нам в наследство от кризисных 90-х. За четыре года удалось стабилизировать политическую ситуацию, запустить мотор экономического роста. Конечно, ситуация остается проблемной. Поэтому следующие четыре года, по мнению президента, должны быть временем быстрого роста, существенных преобразований. Цель, если хотите - миссия второго президентского срока: не расставание с прошлым (оно по большому счету уже произошло), а быстрые перемены во всех сферах жизни государства, направленные на максимальное улучшение положения подавляющего большинства людей.

- Но левые нас пугают, что эти быстрые преобразования "по Путину" могут обернуться для россиян вторым пришествием "шоковой терапии"...

- Поверьте, фарш невозможно провернуть назад. Повторение "шоковой терапии" нереально. Тем более при таком социально ориентированном президенте, как Путин. Политическая элита и президент как ее лидер извлекли уроки, накопили немалый опыт и прекрасно понимают, что сегодня запас прочности в стране не настолько велик, чтобы народ вновь простил власти грубые ошибки. Проблема гайдаровских реформ была в том, что они резко разделили общество на горстку выгодополучателей и огромное большинство тех, кто от них пострадал. Суть путинских глубоких и радикальных, но постепенных, эволюционных преобразований в том, чтобы от них выиграло все общество. Вместо гайдаровского "в России должны быть богатые люди", Путин говорит: "В России не должно быть бедных". Он хочет обратить экономический рост на благо большинства. Думаю, эти приоритеты будут довлеть над президентским курсом и следующие четыре года.

- Рассмотрим другую сторону медали. Многие правые аналитики утверждают, что стабильность может обернуться новым "застоем", политической и экономической стагнацией. Насколько это обоснованно?

- Для современной России политическая стабильность - только условие, хотя и необходимое, для крупномасштабных преобразований, направленных на глубокое реформирование экономики, для снятия ее с "нефтяной иглы" и перехода к многосекторной экономике, ориентированной и на высокотехнологичный бизнес, и на тяжелое машиностроение. С политической точки зрения сегодня у России есть все необходимое для старта глубоких оздоровительных реформ. Выстроен надежный политический механизм: власть фактически сосредоточена в одних руках, президент опирается на мощную политическую организацию, которая контролирует парламент и в четыре раза превосходит по популярности своего ближайшего соперника. Президент на встрече в МГУ продемонстрировал решимость направить эту машину на путь построения мощной в политическом, экономическом и военном отношениях державы.

- Что "новый период" продлится четыре следующих года - почти аксиома. А потом? Насколько качество и масштаб преобразований будут зависеть от личности нового президента?

- Сильный политик меняет обстоятельства, слабый - следует им. В нашей сверхцентрализованной системе от политической воли, программных установок и энергии лидера зависит очень многое. Поэтому вопрос о преемнике Путина, о президенте-2008 не случайно был поднят именно сейчас, за месяц до выборов, на которых Путин, без сомнения, победит. Действующий президент беспокоится о преемственности своего курса, о том, чтобы гарантировать поступательность развития России не только на ближайшие четыре года. Это нормально. Очевидно, что такого преемника пока нет. По нашим данным, более 60 процентов населения вообще не знает, за кого голосовать на выборах, если в них не будет участвовать Путин. А у тех, кто знает, нет очевидной, абсолютно признаваемой фигуры. Политиков - героев вчерашних дней, вроде Явлинского и Жириновского, называют по инерции. С другой стороны, российское общество сегодня вполне самостоятельно и разносторонне, помимо "подкисших" экономических "плюх" 90-х, вкусило за последние годы и демократических свобод. Оно не может и не хочет строиться по ранжиру, как при тоталитаризме, не желает по приказу вождя в едином порыве бросаться озеленять Луну или строить коммунизм. Поэтому, думаю, предстоящие годы будут определяться не властью единой, но и действиями огромного большинства россиян - всех вместе и каждого в отдельности.

Опубликано: Труд, 25.02.2004