СМИ О ВЦИОМ
14.07.2008 | Источник: "STRF"
Представлены результаты второго Делового рейтинга высшего образования в России

В рамках IV Конгресса национального бизнеса Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» 3 июля представила результаты второго Делового рейтинга высшего образования в РФ. Деловой рейтинг высшего образования — первый в России рейтинг, дающий оценку российским вузам с точки зрения востребованности их выпускников на рынке труда. В качестве оператора проекта, осуществляющего сбор данных, был привлечен Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Как отмечается в материалах пресс-службы «Деловой России», одна из основных задач рейтинга — способствовать соответствию российской системы высшего профессионального образования требованиям современной экономики. Рынок труда испытывает острый дефицит в квалифицированных кадрах, а значительное число выпускников остаются невостребованными. Такое положение в сфере высшего профессионального образования сложилось во многом из-за отсутствия надлежащих механизмов общественно-профессиональной оценки качества профессионального образования в России, отражающих реальные потребности современного рынка труда и работодателей реального сектора экономики.

«Деловой рейтинг высшего образования» призван отразить предпочтения и запросы работодателей, выявить лидеров профессиональной подготовки кадров и задать ориентиры совершенствования образовательных программ.

Впервые такое исследование было проведено в 2007 году. Результаты проекта были представлены на заседании Экспертного совета по вопросу модернизации системы высшего образования с участием первого заместителя председателя правительства России Дмитрия Медведева, который отметил, что такая независимая оценка высшего образования очень важна, и «ею нужно заниматься с утроенной энергией». Кроме того, в ноябре 2007 года проект был представлен на встрече президента России Владимира Путина с руководителями предпринимательских организаций.

В 2008 году по методике Делового рейтинга высшего образования ВЦИОМ провел опрос руководителей кадровых служб более 1000 успешных российских компаний, а также около 2000 успешных молодых сотрудников этих компаний, окончивших вуз в 2002—2005 годах. В рамках исследования представлен мониторинг, демонстрирующий динамику в отношениях между образовательными учреждениями и рынком труда.

Как и в прошлом году, при формировании рейтинга учитываются следующие показатели востребованности выпускников вуза у работодателей:

-наличие предпочтений в отношении вузов при отборе специалистов для работы в компании;

-наличие устойчивых связей с вузами, в том числе шефство, регулярный наем выпускников, соглашения о сотрудничестве и пр.;

-проведение целевых кампаний по набору выпускников вуза и стажеров из числа студентов вуза;

-обращение сотрудников компании в вузы, которые они окончили, для привлечения молодых специалистов.

При этом, в рейтинге этого года учтен такой показатель эффективности подготовки специалиста, как уровень заработной платы.

Лидеров рейтинга вузов условно можно разделить на следующие категории:

-Крупные университеты, чаще технические, чем классические, которые на протяжении многих лет имеют устоявшиеся связи с работодателями и реализуют различные формы сотрудничества.

-Специализированные вузы, профиль подготовки которых – наиболее прибыльные, растущие сегменты реального сектора экономики (нефтегазовая отрасль, финансовый сектор, строительство).

-Региональные образовательные центры, с которыми у давно работающих компаний налажены традиционные связи. В рейтинг вошло много региональных вузов, что говорит, с одной стороны, об их востребованности, а, с другой, о замкнутости региональных рынков труда и образовательных услуг. Последнее приводит к сокращению конкуренции между вузами и снижению качества их работы.

Вузы — лидеры рейтинга — давно известные брэнды на рынке образовательных услуг. При этом молодым негосударственным вузам в топ-лист рейтинга войти пока не удалось, a-лига

-Воронежский государственный технический университет
-Государственный университет - Высшая школа экономики
-Иркутский государственный технический университет
-Калининградский государственный технический университет
-Московский государственный строительный университет
-Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана
-Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
-Московский государственный университет пищевых производств
-Нижегородский государственный технический университет
-Оренбургский государственный университет
-Пермский государственный политехнический университет
-Пермский государственный университет им. А.М.Горького
-Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина
-Российский химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева
-Санкт-Петербургский государственный университет
-Саратовский государственный технический университет
-Сибирский федеральный университет
-Томский политехнический университет
-Тульский государственный университет
-Тюменский государственный нефтегазовый университет
-Уральский государственный технический университет
-Финансовая академия при Правительстве РФ
-Череповецкий государственный университет
-Южно-Уральский государственный университет
-Ярославский государственный технический университет

Как отмечается в материалах «Деловой России», до сих пор активное взаимодействие бизнеса и образовательных учреждений происходит преимущественно в тех случаях, когда есть серьезная инициатива со стороны бизнеса. Выявленная недостаточная развитость сотрудничества вузов и работодателей требует поиска и внедрения новых форм сотрудничества между бизнесом и вузами, а также способов поощрения развития разнообразных форм кооперации между вузами и работодателями.

Результаты исследования свидетельствуют: «сигнальная» функция высшего образования продолжает доминировать, то есть ценится сам факт, а не содержание подготовки. Роль вуза нивелируется из-за того, что в сложившейся модели образования смешаны общие и специальные типы компетенций — не определено, что должен формировать вуз, а что — работодатель.

Таким образом, отсутствие договоренностей о разделении ответственности в вопросах подготовки специалиста является на сегодня одной из основных проблем во взаимодействии бизнеса и вузов. Эта неопределенность вынуждает молодежь занимать активную позицию, пробуя разные варианты построения образовательной и профессиональной карьеры.